В условиях модернизации российского образования одной из важнейших задач методической работы школы является повышение квалификации учителей, определение основных направлений формирования и развития профессионализма, уровень профессионально-педагогической компетентности. В процессе методической работы развиваются педагогическое мастерство и профессионально-педагогическая компетентность учителей, происходит обогащение их психолого-педагогических, дидактических, методических знаний и умений, происходит развитие ценностных ориентаций и качеств, творческого стиля мышления, освоение новых педагогических технологий, формируются потребности каждого педагога в профессиональном образовании, саморазвитии и полноценной самореализации в избранной профессии.
Педагогический коллектив ставит перед собой цель - создание в школе эффективного образовательного пространства, способствующего переходу на ФГОС, формированию ключевых компетентностей учащихся, их гармоничному развитию, обеспечивающему их самореализацию в современных социокультурных и экономических условиях.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
- Повышение качества образовательной деятельности школы через инновационное развитие образовательного пространства школы.
- Повышение эффективности управления развитием школы через оптимизацию информационно-аналитической деятельности школы.
- Усиление ориентации на развитие индивидуальных способностей, поддержку детской одарённости.
- Повышение эффективности воспитательной работы через создание условий для социализации учащихся.
- Совершенствование условий для укрепления физического и психологического здоровья учащихся.
Важным шагом в достижении стратегической цели школы является построение единого образовательного пространства на всех ступенях обучения, целью которого является разработка и внедрение модели образовательного пространства, основанного на технологии компетентностного подхода. Мы стремимся к обеспечению условий для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся и включения их в разработку общественно-значимых проектов.
В течение учебного года для организации методической поддержки деятельности педагогов использовались различные формы повышения квалификации учителей, представленные в модели организации методической работы школы:
- индивидуальная методическая работа, обеспечивающая непрерывное самообразование и рост профессиональной культуры педагогов через: -специализацию по одной из общешкольных проблем и перспективное планирование этапов и результатов работы, посещение и проведение открытых уроков, рефлексивных анализов;
- работа в предметных методических объединениях, где решаются задачи повышения теоретико-методологического уровня в квалификации учителей (коллективное обсуждение методов, находок учителей, проектов, результатов инновационной деятельности). Основными формами работы в этом направлении являются выступления на педагогическом совете, мастер-классы, открытые уроки;
- деятельность временных и постоянных межпредметных проблемно-творческих групп, позволяющая решать частные содержательные методические и технологические проблемы, разрабатывать и транслировать новые идеи, подходы, образцы педагогической деятельности;
- общешкольные учебно-практические и методические семинары, педагогические советы, которые позволяют выработать общие подходы в методике преподавания предметов с учетом современных требований.
Благодаря такой модели организации методической работы у каждого учителя имеется возможность для реализации собственного профессионального потенциала. В этом году продолжена работа по организации деятельности учителя на основе мониторинга. Каждым педагогом составлена Программа развития на ближайшие 5 лет, проводится самооценка собственной педагогической деятельности. Обязательное внедрение в педагогическую практику мониторинга позволило, с одной стороны на основе рефлексии педагогической деятельности планировать свой профессиональный рост, а с другой стороны адресно выстраивать методическую работу.
В 2015 -2016 учебном году работа в методических объединениях была продолжена по общей методической теме «От умений к компетентностям: практика реализации компетентностного подхода в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля».
Определены следующие направления деятельности:
В научно-методической работе:
- освоение базовой модели технологии проектирования, выбор эффективных технологий, обеспечивающих компетентностный подход в обучении;
- изучение особенностей федерального государственного образовательного стандарта общего образования, внедрение ФГОС на основе мониторинга;
- организация индивидуальной работы с одаренными учащимися с целью участия в городской предметной олимпиаде и НОУ;
- разработка гибкой системы контроля уровня обученности учащихся по предметам учебного плана (тематический, рубежный, итоговый) и банка контрольных материалов;
- разработка уроков различного типа с использованием ИКТ с учетом возрастных особенностей школьников, специфики класса (группы, личности ученика);
- создание копилки (базы) индивидуальных, групповых, коллективных заданий в рамках освоения проектного метода в обучении и ИКТ.
- активное использование в педагогической деятельности технологии проектирования учебной деятельности и эффективных технологий, обеспечивающих компетентностный подход в обучении;
В работе с педагогическими кадрами:
- выявление и развитие творческого потенциала педагогов и условий самореализации личности учителя;
- обеспечение педагогам условий для повышения профессиональной квалификации в рамках системы курсовой подготовки, реализуемой в школе и городе;
- обобщение и распространение опыта работы учителей методического объединения через различные средства массовой информации проведение мастер-классов на школьном и муниципальном уровне;
- участие педагогов в городском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года»;
- участие педагогов МО в издании многотиражной школьной газеты «Школьная пора»;
- подготовка материалов для публикации их в сборниках издательства НГГУ.
Работа с педагогическими кадрами велась через:
1. Обзор и изучение новинок научно-методической литературы и профессиональных журналов.
2. Индивидуальные консультации по проблемам преподавания.
3. Взаимопосещение уроков.
4. Выступление учителей на заседаниях МО, ГМО, семинарах, совещаниях, педагогических советах, творческих группах.
5. Повышение квалификации педагогов на курсах, предлагаемых городом и округом.
7. Участие в очных и дистанционных конкурсах профессионального мастерства.
Цели, поставленные на год:
1.Повышение качества образования через внедрения в практику работы учителей современных образовательных технологий (проектных, проблемных, исследовательских), направленных на развитие самостоятельности, творчества, активности детей;
2.Создание условий для свободного полного самовыражения каждого педагога, для удовлетворения его потребности в саморазвитии, самообразовании и самосовершенствовании;
3.Совершенствование системы работы с одаренными учащимися, использование возможности внеклассной и внеурочной работы для формирования готовности к самореализации учащихся через участие в работе НОУ;
4.Изучение, обобщение, пропаганда и распространение опыта работы учителей по всем направлениям учебно-воспитательного процесса.
5.Совершенствование системы педагогического мониторинга учителя школы.
6. Создание условий для интеграции урочной и внеурочной деятельности через освоение новой формы учебной деятельности учащихся «Образовательное событие».