Шла размеренная жизнь старшие дети в школе, младшие в детском саду, родители на работе. Все привычно и понятно. Вдруг все смешалось. Родители и дети заперты в одной квартире круглые сутки. И первая радость от появившегося совместного времяпрепровождения, свободы от необходимости вставать рано и идти на учебу и работу, сменилось раздражением и утомлением. Наступил полный хаос. Одному нужно почитать, другому помочь решить задачу, третий хочет есть, другой скачет у вас на голове с собакой, круша мебель. А ведь ситуация изоляции разрушила и привычный уклад работы и возникшие проблемы нужно тоже как-то решать удалённо. А сколько приходится готовить! А если к этому добавляется повышенная тревожность, беспокойство из-за коронавируса. Вам некуда скрыться от всего этого. Как сделать свой день более осознанным, не упасть духом, ощутить радость от общения с близкими?
Несколько психологических рекомендаций,
1. Не надо пережидать карантин, надо жить сейчас и здесь. Делать в текущих условиях что-то для себя и окружающих. Сосредоточиться на появившихся возможностях.
2. В условиях карантина/изоляции нужно найти общность и связь с другими Пандемия - это общая проблема, которая может не только изолировать, но дать возможность объединиться. Человек должен не один на один справляться с карантином, а быть соучастным с семьей/ближним окружением/обществом. Понять, что помогая другим, человек чувствует большее удовлетворение. Не ограничивайте общение рамками своих стен, используйте разные доступные способы для общения с родными, друзьями, проявляйте внимание и чувство юмора.
3. Актуализировать прошлый положительный опыт Страхам можно противопоставить простую понятную информацию: вирусы есть всегда, почти каждый год бывают эпидемии, подавляющее большинство выздоравливают без последствий. Покажите, как важно соблюдать правила гигиены (изоляцию, мытьё рук, пользование средствами дезинфекции для рук, перчатки на улице, протирка телефона и других гаджетов антибактерицидными салфетками). Не передавите своего ребенка контролем, это может вызвать протестные реакции, приведет к конфликтам. Если ребенок тревожный, чувствительный, это так сильно повысит уровень его тревоги, что он «зафиксируется» на мытье рук, проверке, протерты ли гаджеты, и др., и это может привести к формированию навязчивых мыслей и действий или к каким-то другим тревожным расстройствам.
4. Важно организовать жизнь. Обыденные, стабильные действия помогают сохранить устойчивость. Если раньше организации (школа/ работа) создавали структуру жизни, то теперь нужно выстроить свою жизнь самостоятельно. Для этого можно использовать следующие приемы:
1) Честно поговорите о том, что происходит в делах и какие вопросы нужно решать семье, какие чувства вы испытываете.
2) Поддерживайте привычный режим дня, иначе будет сложно вернуться к обычному ритму, когда карантин закончится. Важно вставать и ложиться в привычное время, не оставаться в кровати большую часть дня.
3) Делегируйте полномочия (обеды делает старшая дочь, лишь согласовывая меню, влажной уборкой занимается сын, муж гуляет с собакой, покупает продукты итд.)
4) Составьте список того, что нужно и хочется сделать. В качестве необходимых дел для детей в список могут быть включены подготовка к экзаменам, занятия с педагогами по скайпу, физические упражнения, домашние обязанности. А в качестве желаемых в список могут попасть общение с друзьями с помощью тех же гаджетов, фильмы, компьютерные игры, музыка и др. Может быть, ваш ребенок хотел бы чему-нибудь научиться, например, играть на гитаре или снимать и монтировать видеоролики. Этому можно научиться с помощью мастер-классов, выложенных в Интернете. Хорошо было бы составлять план на день, Структурирование дня делает его проживание осмысленным, вам и вашим детям понятно, на что вы и они потратили время, что сделали за день, за что себя можно похвалить и чем можно быть довольным.
5) Невозможно быть доступным 24*7, поэтому внедрите время-блоки. Ласково, но твердо обозначьте время, когда вы полностью в распоряжении детей (например: с 12-14 и с 18-20 каждый день) для общения, чтения, просмотра кино, совместных игр (об их разнообразии тоже надо подумать), вопросов с учебой, планированием на следующий день и время, когда вы сосредоточены на работе и вас нельзя отвлекать.
6) Постоянное тесное окружение даже любимых людей может вызывать напряжение, поэтому у каждого члена семьи должна быть возможность (время и место) побыть наедине с собой.
5. Стать больше карантина/болезни Помимо задачи «не заболеть» - надо думать, как можно организовать течение своей жизни, в которой может присутствовать карантин/болезнь лишь как часть жизни. Болезнь - лишь полочка в шкафу, а не весь шкаф. Человек всегда хоть на йоту больше. Болезнь не есть я, болезнь есть у меня. Важно, чтобы тревога заболеть или уже развернувшаяся болезнь не захватывала всю личность Что еще есть в жизни помимо карантина? Вирус не отменяет веры, дружбы, близости, творчества, наслаждения искусством и красотой. Надо видеть дальше ограждений.
6. Адаптироваться под изменяющиеся условия Если пошел дождь, то нужно надеть плащ, взять зонтик и пойти дальше по своим делам.
Прививайте детям навыки преодоления, совладания со сложными ситуациями и научите справляться с возможным стрессом. Для этого родителям необходимо: сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. Какие инструменты помогут справиться?
Единый Общероссийский телефон доверия для детей и их родителей - 8-800-2000-122 Телефон единой горячей линии в Югре по коронавирусу-8-800-301-68-88